По сведениям Гидрометцентра
По сведениям Гидрометцентра…
(интервью газете «Живая вода», июль 2014)
Погода интересует всех. Или почти всех. Так, по данным опросов Médiamétrie, 8 из 10 европейцев каждый день смотрят, слушают или читают метеосводки. В нынешнем году исполняется два «крутых» юбилея Службы погоды и ответить на интересующие нас вопросы мы попросили начальника отдела метеорологии Самарского Гидрометцентра Вячеслава Демина. Итак, что это за юбилеи?
- Гидрометслужба России – одно из старейших ведомств страны, которому в 2014 году исполнилось 180 лет. Второй юбилей более локальный: 160 лет назад, в июне 1854 года, в Самаре доктором Ю.Б.Укке начались первые метеорологические наблюдения.
- Солидный возраст…
- А если учесть, что инструментальные метеонаблюдения в России начались в 1725 году, почти одновременно с организацией Академии наук, можете считать нашу Службу одной из самых древних.
- И какие же древние погодные раритеты имеются в ваших архивах?
- Ну, архивы, положим, общепризнанные. По сведениям Геродота в 525 г. до н.э. во время песчаной бури погибло 50-тысячное войско персидского царя Камбиоза. В русских летописях сохранились также многочисленные записи. Так. В 991 году на Русь обрушились великие наводнения погубившие зерновые, был страшный голод. А через 3 года была «сухмень велика и знойне добре». Погибли «жита», высохли реки, и тоже был великий голод. В 1231 году из-за заморозков во многих поселениях погиб урожай, и население некоторых городов, например, Смоленска, полностью вымерло. Из более поздних можно привести бедствие на Украине. Там в апреле 1928 года ураганным ветром срезало до 15 см почвы и облаком толщиной 750 м. унесло в Южную Европу более 15 млн. тонн чернозема!
- Поговорим о главном…
- Главное — важно понять, что такое Служба погоды и чем она отличается от других служб. Если Театр — это, прежде всего, артист и зритель, то наша Служба это, прежде всего наблюдатель и синоптик. Театр может существовать без костюмов, без декораций, без музыки, и даже без режиссера … Артист —главная фигура. По аналогии и в Службе нашей главная фигура в получении первоосновы, текущих данных – наблюдатель метеостанции. Без него не будет никаких обобщений и прогнозов. Ни карт погоды, ни ежемесячников, ни справок, ни справочников! Обобщает и выдает конечный продукт – синоптик. Именно его прогнозы мы, затаив дыхание и слушаем. Еще совсем недавно эта парочка могла обойтись без всей нынешней системы сервиса, без всего этого громоздкого «обслуживающего» логистического аппарата, который и составляет большинство из 36 тысяч работающих в нашей системе людей. Кстати, Российская Служба погоды до недавнего времени считавшаяся для всех стран эталонной, начиналась с создания Главная геофизической обсерватории со штатом из 9 человек. С директора, (по совместительству являющегося изобретателем приборов, методистом, синоптиком) и – с наблюдателей. Термометры, флюгер, барометр, психрометрический метод, изобретенные столетия назад до сих пор еще никто в мире не отменил.
- Профессия метеоролога, это…
- Одна из самых интересных! В ней гармонично сочетаются география, математика, физика, новейшие технологии обработки информации, творчество и интуиция. Она также не лишена романтики, поскольку наблюдатели наши работают «под открытым небом» на суше и на воде, во всех характерных точках земного шара, часто в экстремальных условиях. Это на их совести – летопись погоды и климата…
-Всей планеты?
- С космической точки зрения – уже не одной нашей планеты, а и других тоже, поскольку информация о климатах планет Солнечной системы строится по тем же критериям и в тех же физических единицах.
- Романтично звучит. Тогда уж немного подробней и о романтике Службы.
- Романтика и приключения начинаются просто. Нужно только решиться, и тогда они последуют цепью, одно за другим. Ничего нет романтичнее экспедиций, правда? Так вот, начиная еще с первой Папанинской СП-1, экспедиции «Северный полюс», первым на лед высаживался метеоролог, составлял сводку погоды, потом поднимался государственный флаг. Только после этого станция считалась открытой. Дальше начинаются нелегкие будни, сводки эти должны выдаваться каждые 3 часа, а при полетах авиации иногда через 30 минут. Все это мне приходилось испытывать в антарктической экспедиции и, несмотря на неимоверные трудности – какое волшебное время это было, как бы я хотел сейчас оказаться в этом снежном раю или аду – никто до конца так это и не понял. Вообще, участие в такой экспедиции сопоставимо с находкой карты острова сокровищ.
- Погода – это настроение?
- Вообще-то для метеорологов погода – это набор характеристик целого ряда метеоэлементов (температуры, влажности, давления…) на данное время. А ошибка многих метеозависимых людей в том, что они путают причину и следствие. Они думают, что депрессия одолела их от того, что пошел дождь, что все серо, мокро. На самом деле, дождливая погода влияет на физиологию человека. Ведь при дожде, как правило, снижается атмосферное давление. Это чувствуют на себе люди с пониженным артериальным давлением (гипотоники), «сердечники». У них появляется слабость, затрудненный вдох, чувство нехватки воздуха, возникает одышка. Очень заметно на наше настроение влияет смена времен года, точнее – количество света, которое уменьшается осенью и зимой. Так что с этой точки зрения можно сказать, что погода, как и стихи – это настроение. Один дед около 10 лет каждый день звонил мне и интересовался показаниями барометра, причем настроение его заметно росло с ростом давления…
- Что же тогда климат?
- Ну, если продолжать аналогию – это поэма, состоящая из «цикла стихов». А если серьезно – обобщенные за многолетний период метеоданные конкретных территорий. Например, среднегодовая температура Самары + 5 градусов, а Саратова уже на полтора градуса больше.
- На Всемирной климатической конференции было принято решение создать глобальную систему климатического обслуживания. В решении каких проблемных вопросов может помочь нашей стране такая система обслуживания?
- Это очень важное решение, потому что люди страдают от засух, сильных морозов или наводнений не только в нашей стране. Свои проблемы есть практически в каждой стране. Существует статистика, которую ведет Мюнхенская страховая компания. Она показывает, что количество явлений, приносящих ущерб, увеличилось за последние 50 лет. Многократно увеличился ущерб. Сейчас он в мировом масштабе составляет порядка 200 миллиардов долларов ежегодно. Снизить потери можно за счет развития систем раннего предупреждения, предоставления более точных прогнозов. Росгидромет очень много работает в этом направлении. Так, на базе Главной геофизической обсерватории, в С.Петербурге с целью совершенствования климатического обслуживания создан Национальный климатический центр.
- Ваши потребители – практически все отрасли экономики. Однако, специфика их запросов разная…
- Так у нас и сети наблюдений разные – метеорологические, гидрологические, актинометрические, радиационные, озонометрические... Всего их более 30 видов. Наиболее погодозависимая отрасль – авиация. В России нашей Службой ежегодно обеспечивается около миллиона самолето-вылетов. Сельское хозяйство интересует продовольственная безопасность, изменение урожайности культур в новых климатических условиях, изменение пригодности земель. Минтранс, кроме текущих прогнозов интересуют климатические воздействия на транспортную инфраструктуру, в т.ч. таяние мерзлоты на автомобильный и ж/д транспорт, затопления и изменение береговых линий вследствие подъема уровня воды, штормовая активность… Не обойдутся без нашей информации проектировщики, строители, нефтяники…Экономичность нашей Службы еще и в том, что все эти сети – в одном – нашем ведомстве. Иногда одна и та же станция выполняет до 15 видов наблюдений! За границей это совершенно разные организации со штатом и бюджетом на порядки превышающие наши.
- О вашей службе ходят десятки анекдотов…
- Ошибаетесь. Даже в моей, далеко не полной коллекции их несколько тысяч. Вот, например.
Профессор принимает экзамен.
— Можете ли вы объяснить, что такое глобальное потепление?
— Знал, но забыл,— не смущаясь, отвечает студент.
Профессор поставил ему отлично.
— За что? — удивился тот.
— Молодой человек, до сих пор никто не знает, что это такое. А вы знали когда-то... Если вспомните, можете рассчитывать на Нобелевскую.
Кстати, великий наш ученый Ломоносов изрек одну интересную истину: «Если бы люди умели премены погоды правильно предвидеть, то ничего большего от Бога им не следовало бы требовать».
- А сейчас мы можем «правильно предвидеть»?
- Предел предсказуемости на практике в настоящее время в большинстве случаев составляет 5–7 дней. Можно улучшить прогноз еще на вторую неделю, но нельзя детализировано по дням и по часам дать прогноз, допустим, на год или квартал.
- Влияет ли такой мегаполис как Самара на климат области?
- На климат практически не влияет, потому что это слишком маленькая территория, при всем уважении к мегаполису, но на погоду влияет существенно. Во-первых, — это остров тепла. Зимой — за счет потерь тепла в домах, а летом — за счет того, что раскаляется от солнца асфальт. В каждой подворотне, знаете ли, свои завихрения, у каждой кочки свой микроклимат. Вторая особенность — выбросы предприятий и автотранспорта, так называемые твердые и газообразные аэрозоли, которые создают задымление, запыление, смог. Появился даже новый термин «химическая погода». В этом смысле самарцы живут не в обычной погоде, как жители области, а в «химической», со своими негативными для здоровья человека особенностями.
- Как вы думаете, есть ли у российской гидрометслужбы будущее?
- Вы предлагаете мне дать прогноз о будущем прогнозистов? Положа руку на спину скажу: пока в Службе работают люди нашего, т.е. предпенсионного поколения, у нее есть настоящее. Она создавалась энтузиастами, романтиками, альтруистами, что несовместимо с сегодняшними реалиями. Есть довольно обидное слово «бюджетник». И отношение к нему как к нахлебнику, который сидит на шее государства, ничего не производит и требует денег. Но поскольку денег в стране мало, ему платят по остаточному принципу. Но, во-первых, ни у кого на шее мы не сидим, а «производим» знания, без которых не обойдется ни одна отрасль, во-вторых в любой развитой стране метеоролог тоже бюджетник, но у него зарплата и пенсия таковы, что быть им очень престижно и почетно. Есть и в-третьих: сама эта профессия настолько штучная и редкая, что ее специалисты составляют одну тысячную процента от населения страны. Содержание одного футболиста обходится больше, чем весь фонд заработной платы наших синоптиков по стране!
- У вас завершен первый этап модернизации. О какой современной технике идет речь?
- Прежде всего, это различные автоматизированные комплексы, такие как метеорологические, гидрологические, аэрологические, актинометрические. Каждый из них состоит из различного набора и количества датчиков, контроллеров, блоков питания и связи, каждый функционирует автономно, но управляется централизованно. Каждый из автоматизированных комплексов работает по своей заданной программе, например, метеорологический передает информацию каждые 3 часа, но может и через 10 минут, гидрологический - через 15 минут. Все они работают, как хорошо отлаженный часовой механизм, хотя случаются и технические сбои. Одна беда – все это практически не увеличивает количества пунктов наблюдений, коих у нас вдвое меньше от необходимого…
-Каковы дальнейшие приоритетные направления Службы погоды?
- Главный вызов — это долгосрочные прогнозы. Например, чрезвычайно важно, чтобы мы могли давать более точные прогнозы на отопительный период для того, чтобы энергетики могли подготовиться к зиме, правильно распределить энергетические ресурсы. Также необходимо давать правильный прогноз на вегетационный период, например, заранее сообщить, будет засуха или нет. Если будет засуха, то можно посеять кукурузу, а не картофель, который страдает от засухи. Для этого необходимо заниматься развитием фундаментальной науки. В данном направлении ученые Росгидромета работают совместно с учеными Российской академии наук и зарубежными коллегами. Необходимо развивать совместные физико-математические модели атмосферы и океана, системы усвоения данных наблюдений. Кроме того, надо научиться переводить долгосрочные прогнозы на язык, доступный конечному потребителю: на язык ожидаемой урожайности, энергопотребления, водных ресурсов, ожидаемого избытка или дефицита питьевой воды в конкретном регионе.
Уделяется внимание и дальнейшей модернизации Службы. Сейчас, например, полным ходом идет оснащение допплеровскими метеолокаторами.
- И последний вопрос. Помогает ли в работе синоптика знание народных примет?
- Вы спрашиваете, находим ли мы связь между наукой и, по сути, фольклором? Вы знаете, - с трудом. А если честно, то нет никакой связи и современному синоптику нет дела на какой именно день «курочка попила водички» и что потом якобы должно измениться в природе. Приметы можно классифицировать на два типа. Одни приметы — это наблюдения наших предков за погодой и краткосрочными изменениями, другие — долгосрочны, связанные, как правило, с привязкой к конкретному дню («Коли лежит на Гурьяна (28 ноября) снег, так лежать ему до половодья»). По отношению к первым результат может быть положительным, потому, что это наблюдение за физическими особенностями погоды. Если закат вечером розовый, то «на следующий день будет сильный ветер». Это правильное наблюдение, потому что здесь имеет место влияние теплого фронта, при котором усиливается юго-восточный ветер. Вообще-то тема эта довольно интересная, но требует отдельного разговора. При случае разберем ее подробнее.
- Спасибо Вам большое, что нашли время ответить на вопросы.
- И Вам спасибо не меньшее, что согласились выслушать. До новых встреч.